Ливия, г. Тобрук, 1989-1990 г.
Мы, советские специалисты и переводчики в войсках,
общались с местной, ливийской, стороной ежедневно, это было сутью нашей работы.
Среди моих добрых знакомых в Тобруке были ливийцы, сирийцы, поляки,
греки-киприоты, турки, один немец из ФРГ, женившийся после очень бурного романа
на польской медсестре, французский сержант с базы ВВС, смотритель артезианского
колодца на базе и наш ангел-хранитель, спасавший нас от жажды, и многие другие.
В этом плане мы резко отличались от офицеров
Аппарата Главного военного специалиста, которые видели арабов-ливийцев только
на базарах и в дуканах (магазинчиках). Они в большинстве своем даже боялись
ливийцев, ограничивали свои контакты с ними, а потому мало что знали о Ливии,
ее народе и лучших представителях его. Однажды я попал в Аппарат в разгар
какого-то аврала. Референт, подполковник Сергей Иванов, пояснил, что идет
подготовка к встрече Главного с одним из ливийских командующих. На вопрос «как
часто он встречается с ними», Иванов ответил: «Когда как. Обычно раз в месяц,
но бывает и два, а если уж нам совсем не повезет, то и три…» Я был несколько
удивлен, потому что у меня встречи с командующим округа приняли регулярный
характер, примерно раз в два-три дня. С командующим авиабазы полковником
Сагером я встречаюсь практически ежедневно, с командующим Военно-Морской базы
во время заходов наших кораблей – практически ежедневно, в остальное время раз
в две недели или чаще, по обстоятельствам.
В Тобруке я чаще всего общался с командующим
округа генерал-майором Салехом Абу Хаджар, с которым меня связывала личная
теплая дружба. Потом с полковником Сагером, командующим ВВБ, капитаном 3-го
ранга Абдо Раззаком, моим соседом по городку, начальником техпозиции ВМБ, и подполковником
ВВС Хусейном Абу Иса, заместителем Сагера по летной работе.
Хусейн был высококлассным летчиком, немного
хулиганом, но по характеру он был совершенно не похож на обычного стандартного ливийца. Очень
мягкий, доброжелательный, чрезвычайно тактичный, даже стеснительный. Наши
женщины от него таяли, красавец был еще тот. Он был очень похож на египетского
киноактера Омара Шерифа в его молодые годы – сияющие глаза, высокие скулы и
обаятельнейшая улыбка. В компании он был просто незаменим – шутил, танцевал,
пел и все это с большой долей доброго тактичного юмора. Именно таким он мне запомнился на нашем
совместном с группой ПВО праздновании Нового 1990 года. А примерно через
месяц он трагически погиб и почему-то по
сей день меня не покидает мысль о том, что и я приложил руку к его гибели.
Подполковник Хусейн был действительно летчиком
экстра класса и действительно он был воздушным хулиганом. Когда мы с
Новожиловым были на полигоне и наблюдали
за действиями летчиков, он незаметно подобрался к нам со спины и пролетел над
нами на такой высоте, что, казалось, протяни руку – и коснешься самолета.
Ощущения были малоприятными, а еще и крайне неожиданными. Представь себе, что у
тебя над головой, полностью закрывая небо, тихо, совершенно бесшумно, едва не
касаясь тебя, проносится нечто темное, сложное и страшное. Звук приходит потом,
приходит вместе с гарью горячей реактивной струи, которая едва не сшибла нас с
ног. Впрочем, радиста мы нашли уже под машиной, хотя весь эпизод занял секунды.
Новожилов долго отплевывался, а затем по рации выдал такую загогулистую фразу,
состоящую только из ненормативной лексики, которую я не слышал от него ни до,
ни после… Кстати, Хусейн проделал такой же трюк и на общевойсковых учениях с
присутствием нашего Главного. Но там все кончилось гораздо трагикомичнее.
Главный в естественном испуге резко присел, отчего его форменные ливийские
штаны лопнул по шву, в основном, сзади, и, как мне рассказывали, он не менее
получаса сверкал белоснежным нижним бельем и такими же ляжками, пока его не починили…
Все это впоследствии вылилось в решение комиссии
по расследованию катастрофы, сводящемуся к формулировкам «ошибка пилота» и
«воздушное хулиганство», с чем ни, ни полковник Сагер категорически не
соглашались.
Хусейн был летчиком-инструктором, более того, он
был единственным ночным инструктором среди ливийцев. В тот несчастный день,
точнее ночь, он должен был в соответствии с планом полетов вывозить заместителя
командира эскадрильи капитан Реда ударение на А). Мы с Новожиловым также были в
этот вечер на базе и присутствовали на инструктаже.
Реда был вторым после Хабиба «неприятнейшим»
типом эскадрильи. Невысокого роста, но
плотный, какой-то квадратный, с вечно хмурым лицом, на котором привлекали
внимание короткие квадратные усики «а ля Адольф», он редко опускался до
разговора с русскими. Но если он начинал, то сыпал какой-то древней
антисоветской и антирусской риторикой. Спорить с ним было бесполезно, каждый
ответ с нашей стороны он расценивал как личное оскорбление и заводился еще
больше. Таких, как он, не было больше в округе, ни в штабе, ни на авиабазе, ни
на морской базе, ни в войсках. Он был уникален в своей необъяснимой злобе.
Обычно Реда после совещаний или инструктажа молча
и мрачно удалялся, но в тот вечер он прицепился к нам, а точнее – ко мне.
Искать какую-то логику в его высказываниях и претензиях бесполезно. Ну как
объяснить его первую фразу о том, что полковник Новожилов не имеет право
«инспектировать инструктаж, проводимый замкомандира базы? Потом он перешел на
меня лично. Дело в том, что все без исключения ливийцы видели в переводчиках
как минимум агентов КГБ или ГРУ, их ничем нельзя было переубедить, это было не
только бесполезно, но и вредно, ибо по их логике – чем больше ты отрицаешь свою
причастность к этим почтенным органам, тем больше оснований тебе не верить.
Именно на этой теме Реда сосредоточился в тот вечер. По его мнению русские
поставили всю базу под свой контроль, лично я завербовал чуть ли не половину
базы в том числе и ее командира, ну и прочая галиматья. Я даже подумал, что
надо подсказать Новожилову, чтобы он запретил вылет – Реда явно производил
впечатление человека мягко говоря, не в себе.
Хусейн молчал, только с тревогой смотрел на нас и
на Реда. Он вообще избегал насколько мог политики и таких вот инцидентов. Но
меня Реда достал и крепко достал. Я держался, можно сказать, из последних сил.
Черный жгут ярости уже крутился у меня в груди и жег до физической боли. И
когда Реда поднялся и пошел на выход, из этого жгута вырвались слова: «Шоб ты
грохнулся!!!»
И когда через четверть часа на северо-востоке от
базы небо озарилось вспышкой, когда докатился до нас грохот взрыва, первая
мысль у меня в голове проскочила как искра: «Господи!! А его-то за что!» Я как
бы связал свое проклятие в адрес Реда с тем, что произошло, это пришло
откуда-то из подсознание. Я все еще не верил в такое, убеждая себя, что это
всего лишь совпадение… И все же.. И все же я допускал возможность невероятного…
После взрыва мы кинулись в машину, но нам не
разрешили выехать на место катастрофы. Не разрешили нам этого и на следующее
утро, и на второй день. На третий день полковник Сагер, мрачный, жесткий,
извинился перед нами за эти запреты, сказав, что два дня тем собирали то, что
осталось от летчиков. Мы потом видели эти две темные дорожки на песке, каждая метров
по сто пятьдесят… Нам говорили, что собирали останки пинцетами…
На месте катастрофы осталась воронка, вокруг
которой отпечатались на песке плоскости самолета. По кусочку видневшегося на
дне воронки двигателя предположили, что самолет упал под углом около 60
градусов, а по отпечаткам плоскостей – что он падал со спином, вращением
вправо. Я достал рулетку и замерил все размеры отпечатков, расстояния между
ними. Потом мы с Новожиловым долго
ходили вокруг, пытаясь осмыслить все что произошло.
Дома, достав из описание МИГ-23 истинные его
размеры и пропорции, я сопоставил их со своими замерами, пересчитал их
соотношения в тригонометрические функции, которые и дали мне ответ – самолет
воткнулся в землю под углом более 75 градусов, что, по мнению Новожилова, невозможно,
ибо даже принудительное пикирование возможно только с углами, не превышающими
55 градусов. Мы начали гадать – что могло привести к такому углу. Предположим,
один из летчиков потерял сознание и навалился на ручку управления, но второй
все равно мог, выправить самолет. Или он тоже потерял сознание? А от чего,
собственно, они или даже пусть хотя бы один летчик, потерял сознание?
Рассмотрели мы и версию воздушного хулиганства, но отвергли ее. Хусейн при всем
своем хулиганистом характере, отличался очень высокой дисциплинированностью, он
мог хулиганить, если летал сам, но не в паре, кроме того, он хулиганил изредка
и только на публику, которой в то вечер не было. У меня постепенно складывалось
впечатление о неком внешнем воздействии на самолет… или на летчиков. И для
этого у меня были основания, но о них поговорим позже, когда покончим с
мистикой и перейдем к фантастике.
На следующий день мы доложили Сагеру все наши
расчеты и мнения, особо подчеркнув возможность искусственного внешнего
воздействия. Сагера это очень заинтересовало, он был из тех немногих летчиков,
которые встречались в воздухе с этой «фантастикой». Но выводы комиссии Главного
Штаба ВВС были другими. Хотя мне кажется, что это было сделано только для
публики, так как если бы эти выводы были предложены руководству Ливии, то семьи
погибших лишились бы пенсий за потерю кормильцев. А эти пенсии им были
назначены с официальным оповещением личного состава эскадрильи.
Для меня этот эпизод моей командировки был
шоковым. Во-первых, сама картина места катастрофы с двумя длинным полуметровой
ширины темными дорожками от останков перетертых в молекулы тел летчиков, до
сего времени вызывает во мне тягостные ощущения. Одна из этих дорожек стала
собственно могилой моего друга, подполковника Хусейна Абу Иса. И, во-вторых, я
осознал, что мог быть причастным к их гибели через проклятие, наложенного на
Реда. Это трудно было переварить, я отпихивал эту мысль, но все же, все же… И
только после третьего аналогичного случая я понял, что все это – не совпадения
и дал себе слово держаться, чего бы это мне ни стоило, и не проклинать никого.
И еще у меня мелькала мысль, что Бог расположен ко мне, но почему только в
черных делах?
Комментарии
Ливия, г. Тобрук, 1989-1990 г.
Я уже не раз упоминал, что полковник Новожилов был «инструктором от Бога». Это означает, прежде всего, колоссальную выдержку и хладнокровие, позволяющие с честью выходить из любых ситуаций. Однажды он вывозил лейтенанта Нашнуша, простое задание – «тач энд гоу», у нас оно называется «конвейер», т.е. самолет садится и тут же включается форсаж и он снова идет на взлет, коснулся и пошел! В принципе это упражнение на использование системы автоматической посадки ночью. Самолет заходит на глиссаду в точке 21 км от аэродрома, попадает в луч радара РСБН и, управляемый им, идет со снижением до ВПП (взлетно-посадочной полосы). Но метров за 300-500 до ВВП летчик обязан взять на себя управление. В ту ночь, после окончания упражнения, когда самолет зарулил на стоянку, я подъехал к нему и стал свидетелем следующего диалога:
Новожилов: «Ну, что ж, все нормально. Только вот посадка была у тебя несколько жестковата, не в твоем стиле». Нашнуш: «А я его не сажал…» «А кто сажал-то?» «Не знаю, но не я. Нас в Луговой учили – инструктор взял ручку, ты сразу ее бросай и руки на колени». Новожилов с каким-то надрывом: «Так я ж только чуть подправил и тоже руки на колени…» Потом, после небольшой тяжеловесной паузы, произнес: «Ну, значит Бог - с нами! И самолет хороший. Так что, Нашнуш, все отлично!»
Здесь есть один скользкий момент. Фактически неуправляемый самолет, имея на борту двух классных «пассажиров», приземлился самостоятельно. После касания Нашнуш, конечно же, выполнил все свои обязанности – убрал газ, выпустил тормозной парашют и т.п. Но в сам момент касания самолет оставался без присмотра и малейший крен в одну сторону мог привести к катастрофе, его могло развернуть и вынести с полосы. К счастью, этого не произошло, но любой другой инструктор на месте Новожилова впал бы в истерику после такого, этого я насмотрелся вдоволь, когда Новожилов уехал, а его сменил летчик-инструктор полковник Дмитрий Патроман.
По какой-то причуде наших мудрецов из аппарата Патроман прибыл не в Тобрук, а на маленькую базу близ городка Шахаты, известного на весь мир великолепнейшими развалинами древнегреческого города Кирена, давшего название всей восточной Ливии – Киренаика (эта тема – Кирена или Сирена - требует обязательного подробного письма). Правда, меня предупредили о его прилете туда и попросили встретить. Я оседлал свою любимую Тойоту и в назначенное время был на месте. Дима оказался довольно молодым, спортивным, подтянутым, достаточно энергичным и симпатичным человеком Мы погрузились в машину и не торопясь направились в Тобрук.
За час в пути мы наговорились досыта. Единственное, что меня смущало, это неестественная напряженность Димы, осторожные, я бы сказал «дипломатические» высказывания и реплики. Но тогда я отнес это на новизну его состояния – заграница как никак… Да-с, ошибся я тогда, это оказалось его стандартным состоянием. Дима рассказал, что сам он – гагауз из Комрата, столицы Гагаузии. Пошутил: «Первый полковник среди гагаузов и первый гагауз среди полковников». Гагаузия вообще интересное место в Молдове. Населена она не только гагаузами, турками принявшими христианство, но и молдаванами, русскими, украинцами, болгарами, этакий салат из всех народов. Сейчас она получила автономию в составе Молдовы, но тогда, в начале 90-х, дело чуть не дошло до войны – молдаване в состоянии эйфории, рвались в Румынию, начались гонения на русских, развязали боевые действия в Приднестровье, начали сильно давить на гагаузов. Интересно, что полковник Сагер во время «молдавского марша на Комрат», подошел к огромной географической карте у себя в кабинете, замерил расстояние между Комратом и Тобруком и сказа Диме: «Если совсем плохо там станет, дам тебе самолет с подвесными баками, как раз доберешься. Сесть-то там есть где?». Но самое интересное – он не шутил… Да-с, но вернемся к Диме.
Прибыл он с должности командира эскадрильи МиГ-23 МЛД, которая дислоцировалась в г. Мары в Туркмении. Я там был, потому знал, что там располагался Центральный учебный центр ВВС, в котором сдавали зачеты, экзамены, нормативы, подтверждали классность все офицеры и генералы высшего командного звена ВВС, вплоть до Командующего. Это меня несколько насторожило. И эскадрильей он командовал не рядовой, а крайне необычной – «эскадрильей вероятного противника», т.е. в учебных воздушных боях он и его летчики играли роль противника и от того, как честно они ее играли, зависели оценки экзаменуемых, а значит, и их дальнейший карьерный рост. Идеальное поле для своеобразной армейской коррупции. У меня крепла уверенность в том, что в эту командировку он попал не просто так. И он сам подтвердил мои подозрения, когда я спросил его - где он купил свой прекрасный костюм, не на Текинке ли? (Текинка – громадный вещевой рынок в Мары, типа одесского Толчка. На Текинку съезжались торговцы из Москвы, Баку, Афганистана и прочих мест, там можно было купить практически все). А костюм у него действительно был прекрасный, типа сафари песочного цвета, отличной выделки, видно было, что вышел он не из кустарной мастерской. Дима, смеясь, ответил, что нет, на такие вещи у него денег не хватит, это подарок одного генерала после успешного окончания учебного курса. Все стало на свои места. Позднее, месяцев через шесть, когда Дима немного оттаял, расслабился, он рассказал мне что и командировку ему «сделал» командующий авиацией одного из округов за «обеспечение ему требуемых оценок». А подарки… Подарки сыпались постоянно, и попробуй отказаться – в миг слетишь с должности.
Я его не осуждал тогда и не осуждаю сейчас, в то время это была одна из форм борьбы за выживаемость. В армейской среде было очень много таких скользких моментов, известных и командованию, и всем прочим офицерам, но вежливо умалчиваемых до поры до времени. Ну, например, чего стоят планы развития материально-технической базы полка, дивизии или нашего училища. Каждый год сверху спускался план строительства объектов, но финансировался он только на 50% максимум! А остальное – «крутитесь сами, вы же офицеры, командиры, должны находить выход». И находили. В нашем училище постоянно шло какое-то строительство, постоянно требовались стройматериалы, которые постоянно были в дефиците. Тогда мы «сдавали в аренду» 10-20 солдат, например, на цементный завод, где они работали 1-3 месяца, а начисленную им зарплату училище получало натурой, т.е. цементом. Все об этом знали, в том числе и командование округом и выше, но… молчали, ибо знали, что без этого план не выполнить. Но не дай Бог войти в клинч с начальством, сразу эти проделки вытаскивались на свет божий и все начинали ахать и охать и грозно стучать по столу: «Вам Родина доверила солдат, а вы их на хозработы вместо боевой подготовки??!!!!!» «Да вы понимаете, что действуете как рабовладелец???!!! Родина вас не простит за все эти нарушения законов и уставов!!!» Но стоит чуть отступить, все сразу стихало (за исключением редких, очень редких случаев) и вновь начиналось давление – «План!! План!!», и вновь наши солдаты шли работать на народнохозяйственные объекты в качестве рабов. А что делать-то? Дима был одним из проявлений этой системы, я не мог и не могу его осуждать.
Сразу после приезда и знакомства с группой новый командир начал подвергаться массированной обработке со стороны инженерно-технического состава, проще говоря, со стороны Джоныча и Пашки. Это чувствовалось и по поведению Димы, по его осторожным наводящим вопросам и некоторой его отстраненности. Скорее всего, он решил сыграть самостоятельную партию, но так как работать ему приходилось в паре со мной (никто, кроме меня, не мог обеспечить его контакты с командованием), то вскоре в Триполи полетела закладная записка с воплем: «Гузенко вновь подмял командира под себя!» Ну и Бог с ней, подминать я никого не собирался, просто чувствовал себя обязанным до поры до времени оберегать нового полковника от необдуманных шагов в отношениях с ливийцами, которых он и видел-то впервые в жизни. Не всегда это удавалось, поэтому «самостоятельный» полковник Дима получил впоследствии массу неприятностей по своей собственной вине, но об этом ниже.
Представил я его Сагеру, которому Дима понравился – энергичный, молодой, симпатичный, любит летать и рвется летать. После представления произошел очень интересный для меня разговор с ним. Мы вышли из кабинета в приемную, где Дима трагическим шепотом заявил мне: «Ты мне этого не говорил!» «Что именно?» «Что он – НЕГР!!» «Кто?!» «Да этот вот, Сагер». Я вернулся к двери в кабинет, приоткрыл ее, посмотрел – действительно, симпатичный негр приятного шоколадного цвета! «Дима, честное слово, я этого как-то не замечал!» И я не соврал ему! Я настолько сработался с Сагером, настолько был увлечен его острым проницательным умом (я по сей день считаю, что Сагер – один из самых умных людей, встречавшихся мне за все время службы, да и после нее), что перестал видеть цвет его кожи. Потом уже, обдумывая этот феномен, я пришел к выводу, что помимо интернационалистов-теоретиков, читающих нам лекции и наставляющих на путь истинный, есть еще и интернационалисты-практики, то есть мы, работающие повседневно со всеми национальностями и видя в них равных себе (если они, конечно, заслуживают этого). В Одессе мой заместитель был казах, Нурлан Тазмухамедович Курманжанов (пусть земля ему будет пухом, умер он в конце 90-х). О том, что он казах, я забыл уже на следующий день, он в моих ощущениях воспринимался как равный мне офицер, да и в советское время никто на это не обращал внимание (это не относится к евреям, но не по нашей вине, а по вине их сионистского руководства, создавшего атмосферу недоверия к ним). Так Дима стимулировал мои размышления на эту тему.
Итак, Дима включился в работу. В эскадрилье его приняли доброжелательно (действие марки “Made in USSR”), но с естественной настороженностью – покажи нам, каков ты. И он показал, в первый же месяц… Я тоже изучал его – мне с ним работать… Однажды он уговорил меня дать ему руль Тойоты во время нашей вылазки в город. Я был поражен – куда девался этот симпатичный парень? Вместо него я видел напряженного неврастеника, психопата, машину он вел так, что я подумал о том, как же он пилотирует самолет?! На одном из- поворотов он чуть не врезался во встречную машину. Это «чуть» составило не более одного сантиметра. Машины встали и тут Дима разразился тирадой с матом в адрес водителя-ливийца, которым оказался летчик нашей эскадрильи, хорошо говоривший по-русски. Этот офицер спокойно слушал Димин монолог, а затем обратился ко мне (по-русски!): «Владимир, что он так кричит, в чем проблема? Касания нет? Значит, и проблемы нет. Слушай, может, ты его доктору покажешь?» Я откровенно рассмеялся, видя растерянность Димы. Потом он долго и обиженно нудил мне о том, что я «не защитил» (??) его достоинство советского офицера, что я встал на сторону ливийца в этом инциденте, что им, ливийцам, надо учить правила дорожного движения и т.д., и т.п. Наконец, мне это надоело, и я прочитал ему коротенькую лекцию о том, что помимо правил дорожного движения лично ему надо изучить еще многое и в первую очередь – особенности ливийцев и арабов вообще, их обычаи, нравы и законы, методику работы с ними и многое другое. Если он намерен сам изучить это – милости просим, если он готов положиться на мои и не только мои знания и опыт – ради Бога, поможем, но в любом случае ответственность за последствия его поведения будет лежать только на нем самом, на полковнике Советской Армии Диме Патрамане.
А буквально через пару недель случился с Димой небольшой инцидент уже на авиабазе. Небольшой-то он небольшой, но авторитет он свой потерял в значительной степени, причем, среди летного состава. На авиабазе три взлетно-посадочные полосы, расположенные треугольником. Основная полоса ориентирована с юго-востока на северо-запад. Она имела одну скрытую особенность – небольшой подъем в пределах 2-3 градуса. Практического значения этот подъемчик не имеет, но если пилот об этом не знает, то при посадке с обратным курсом ему покажется, что самолет идет с неправильным посадочным углом и будет пытаться направить самолет под большим углом к земле, что чревато… Именно это и произошло с Димой, когда он вывозил в зону командира эскадрильи. Комэск знал эту особенность и спокойно сажал самолет, а Дима ему не давал, пытаясь толкнуть ручку управления вперед, чтобы придать машине «правильный угол». А комэск сопротивлялся, матерясь по-арабски. В результате самолет начал на глиссаде производить странные волнообразные движения, что вызвало интерес на диспетчерской вышке. Сели они благополучно, но когда вышли из самолета, началась бурная разборка. Дима с воплем «Ты нас чуть не угрохал!!» кинулся… в драку (!). Но комэск был мужиком крепким и Диме не уступал. В общем, еле их растащили. Командир эскадрильи, увидев меня, крикнул: «Владимир! Направь этого бешенного к врачу! И скажи, что с ним я больше летать не буду! Псих какой-то…» Он действительно больше с ним не летал, его бойкот поддержали еще три или четыре летчика, командиры звеньев, сказали просто: «Мы ему не доверяем, боимся просто..»
У Димы все происходящее вызвало мощный шок, он не мог поверить, что его, советского летчика в звании полковник, могли так опустить арабы. И сколько бы я ему не говорил, что причина в нем самом, а не в ливийцах, он продолжал стоять на своем, утверждая, что все это не так просто, идет процесс «обострения во всех советско-ливийских отношениях». Спорить было бесполезно. Однако он стал тише, стал более внимательно относится к моим рекомендациям, стал меньше заигрывать с техниками, которые были прекрасно осведомлены о происшествии. Казалось, все налаживается, и Дима все больше чувствует себя командиром, которому не нужны советники и советчики. И через несколько месяцев этого «оттаивания» он влез в новый скандал, который стоил ему большую часть списка пилотов эскадрильи, примкнувших к бойкоту.
В эскадрилье был один молодой летчик, которого год назад отстранили от полетов. Отстранили по какому-то надуманному предлогу по представлению командира сирийской спецэскадрильи. Говорили, что причиной послужило соперничество между ним и сирийцем из-за какой-то молодой вдовы в Тобруке. Не знаю, даже Сагер на этот счет больше молчал, предпочитая говорить о чем угодно, только не об этом. Так или иначе, но этот пилот продолжал службу, но на земле, а не в воздухе. А летать ему очень хотелось, и он боялся утратить навыки. Командир эскадрильи негласно разрешил ему летать. Он говорил, что все равно это когда-нибудь кончится, и он вернется к нему же в эскадрилью, так лучше пусть он сохраняет навыки сейчас, чем восстанавливает их потом. Вот эти-то «негласные» полеты Дима и засек. И решил их прекратить, как грубейшее нарушение воинской дисциплины и положений о летной работе. Дима поверил в себя и рвал удила, лишь бы где-нибудь себя показать. Два дня у нас прошли в спорах. Я категорически не рекомендовал ему влезать в это дело, использовал в качестве аргумента запрет на какое-либо вмешательства во внутренние дела подсоветных, а это действительно было их внутренним делом, которое никоим образом нас не касалось. Я пытался убедить его, что Сагер знает ВСЕ, что делается на его базе, значит, и полеты эти проводятся с его негласного ведома. Что, если он вмешается, то личный состав эскадрильи будет против него. И я его убедил, он дал слово, что не коснется этих вопросов.
А уже на следующий день он свое честное слово офицера, образно говоря, спустил в канализацию. Мы зашли в кабинет к Сагеру в хорошем настроении, быстро решили с ним все вопросы, в основном, хозяйственного плана. Разговор перемежался шутками, Сагер рассказал какой-то анекдот, посмеялись и я собрался уже попрощаться с ним, как неожиданно отметил состоянии Димы – только что он смеялся, был раскован, а теперь он как бы застыл, заморозился, лицо стало сосредоточенное и… злое. Сагер тоже уловил эти изменения и быстро сказал мне: «Владимир, сейчас он скажет что-то важное. Прошу переводить как можно точнее…» «Хадыр, эфендум» («Есть!»), а у самого в голове зародились смутные подозрения, я, кажется, знаю о чем будет говорить Дима. Действительно, Дима четким, размеренным голосом, как бы читая написанный текст, доложил Сагеру о нарушениях в эскадрильи, связанных с допуском к полетам лица, отстраненного от летной службы. По виду Сагера было непонятно, знает он об этом или нет, но он тут же по телефону вызвал к себе комэска, а нас отпустил, мы свое грязное дело сделали, но Дима этого еще не понимал.
Домой мы ехали вдвоем в моей Тойоте, ехали молча. Я лишь сказал ему, что после того, как он нарушил свое слово, я верить ему не могу. Ответ его меня неприятно удивил: «Я –КОМАНДИР, ты не обязан мне верить или не верить, ты должен исполнять!» «Ты, наверное, забыл, что я не вхожу в твою командную цепочку… В любом случае, в силу возросших обязанностей в штабе округа, я намерен подать рапорт в Аппарат, что не имею возможности в дальнейшем оказывать тебе помощь. Крутись, как знаешь. Переводчика тебе найдем».
На следующий день 14 летчиков эскадрильи отказались летать с ним. Ему для работы остались только четверо из самой нижней части списка. Это была катастрофа! Летчик-инструктор полковник Патраман оказался фактически отстраненным от работы, узнай об этом Аппарат, немедленно последуют оргвыводы с последующей его заменой! Никто в эскадрильи с ним не разговаривал, да и вообще обстановка напоминала похоронную. До Димы, наконец-то, дошло, что вся ситуация сложилась не в его пользу, он даже не мог обвинить меня в том, что я ему не помог (это после двух-то дней яростных споров!) Последнюю каплю добавил Пашка, с сочувствием (и мало скрытым злорадством) сказавшим ему во дворе нашего дома: «Да не расстраивайся ты так. Домой поедешь же, а не в тюрьму…» Успокоил, значит.
Рапорт я писать не стал, я вообще никому об этом ничего не говорил. Дима стал угрюмым и молчаливым, я даже боялся, чтобы он чего не учудил в воздухе. Отношения наши расклеились окончательно и не было никакого желания их склеивать. Вот такая тягостная обстановка сложилась к тому дню, о котором я хочу рассказать.
Дима занимал квартиру Новожилова, то есть, как и я, жил на втором этаже и наши кухонные балконы почти соприкасались. После обеда Дима вышел на балкон, увидел мою Галю, которая то ли развешивала там что-то, то ли снимала, и задал ей традиционный вопрос: «Галина Константиновна! Как вы думаете, сегодня будут полеты или нет?» У Галки была какая-то странная особенность – она могла предсказать погоду с очень большой вероятностью. Во всяком случае, она ни разу не ошиблась и, если говорила «Можете сегодня не ехать, отменят», полеты действительно отменялись (хотя мы и ехали на базу…) В этот день она ответила просто: «Да, будут», она была в курсе всех наших дела и ей не хотелось поощрять продолжение разговора. Но Дима не отставал. «А где Владимир Витальевич? Спит, наверное?» Я сидел и курил на кухне, но Дима меня не видел. «Да, Дима, отдыхает. И тебе советую». Но Дима совету не внял и продолжил: «А что он такой мрачный в последнее время? Не вы ли его так обидели?» Это уже было интересно – перевести разговор на меня, а затем на последние события. Но Галя была умница, она хорошо видела все эти подспудные намеки, видела их цель и реагировала соответственно. Разговор раскручивался, поднимаясь до опасно высокого градуса. Я уже видел, что Галя с трудом сдерживает себя. Я сам уже завелся, когда слышал эти не очень чистоплотные Димины намеки. Наконец-то он дождался – я опять увидел этот черный жгут ярости в себе и в сердцах, непроизвольно, мои губы громко прошипели: «Шоб ты не сел!!!» Галя меня услышала и громко, на весь двор, повторила, обращаясь к Диме: «Шоб ты не сел!!» и ушла с балкона. И в тот день Дима не сел!
Вечером, когда уже стемнело, мы выехали на базу. Я продолжал думать об этом разговоре всю дорогу, да и до нее тоже. Если Галя ошиблась и полеты отменят, то мое проклятье сработает – Дима не взлетит, а значит, и не сядет. А если не ошиблась и полеты состоятся, то возможны два варианта: во-первых, Дима сядет и проклятье не сработает, значит, предыдущие инциденты были просто случайным совпадением, во-вторых, Дима не сядет, но это означает, что он грохнется, а я этого не «заказывал». Ума не приложу, что может произойти. У меня не было раскаяния в том, что я наложил на Диму проклятье, видит Бог, он сделал все для этого. Но мне было очень интересно – так это или нет, проклятье это или просто «выпускание пара», не имеющего ничего общего с последующими событиями. Одним словом, этот вечер я рассматривал как вечер «эксперимента», который покажет мне – есть ли здесь связь с мистикой или нет.
Дима ушел в зону с одним из четверых оставшихся ему для работы ливийским летчиком. А я расположился на своем любимом наблюдательном пункте. Вечером на базе пусто, никого нет. Сидеть в одиночестве в домике эскадрильи или в нашем кабинете, не имея желания чем-либо заняться, скучно и утомительно. Поэтому в такие моменты я ехал на приводной радар РСБН, который стоял буквально в 15-20 метрах от основной полосы. На радаре видно положение Димы в воздухе, есть радиосвязь, есть техник и начальник радара, очень приятный капитан, с которым можно и поболтать. Одним словом, я был на РСБН.
Дима закончил упражнения, доложил, что они возвращаются из зоны, диспетчер дал ему «добро» на посадку, в воздухе никого не было, вообще никого на всю дальность работы радара. Я подошел к двери и практически сразу нашел самолет Димы по включенным ярким посадочным фарам, он уже подходил к третьему развороту, потом мягко вошел в четвертый, лег на глиссаду, начал снижаться, вот он дошел до начала полосы, где попал в свет прожекторов, вот коснулся бетонки и… резко подскочил вверх! И вновь рухнул на бетонку и снова подскочил вверх! Это называется «козёл»…
Потом Дима рассказывал, что после первого удара о бетонку последовал второй мощный удар. У него сразу мелькнула мысль – третий козел и стойки шасси пробьют плоскости. Поэтому он, действуя чисто в автомате, подал РУД вперед до упора, включая форсаж, чтобы пойти на взлет. А ливийский летчик в передней кабине, оценив угрозу третьего «козла», принял прямо противоположное решение – уменьшит скорость и тем самым силу удара, что он и сделал, выпустив тормозной парашют.
Я стоял возле РСБН и, открыв рот, наблюдал эту фантастическую картину. Самолет после второго удар выпустил из себя длинную огненную струю форсажа и одновременно за ним раскрылся тормозной парашют. Он резко замедлил свое движение и, казалось, почти остановился в воздухе, опасно кренясь то на правое, то на левое крыло. В таком неустойчивом положении он был, наверное, доли секунды, но честное слово, мне они казались бесконечными. Огромная темная махина в ста метрах от меня грозилась рухнуть на бетон, а в голове у меня билась мысль «я этого не заказывал!» Но вот она стала медленно набирать скорость, наконец, парашют оторвался и самолет пошел, пошел на взлет.
Через несколько минут они благополучно сели. Дима вышел из самолета бледный, нет, зеленый, весь мокрый и первыми его словами были: «Владимир Витальевич! Очень прошу Вас, поговорите с Галиной Константиновной, чтобы она так больше не говорила! Летчики народ очень суеверный…» Знал бы он, что Галя просто ретранслировала мои слова, мой посыл… Но этого я ему говорить не стал, разумеется.
Можно сказать, что этот эксперимент удался на 100%. Но меня это здорово напугало, ибо стало ясно (по крайней мере, мне самому), что и первые два случая были не случайностью, он были актами направленного действия моих проклятий. Еще я понял, что я могу использовать это, скажем, оружие, только войдя в соответствующее состояния. В нормальном состоянии оно не действует, проверял. Но не буду же я каждому рассказывать об этом и просить не доводить меня до греха (кстати, вопрос, а грех ли это?), значит, такие ситуации возможны и в будущем. А это уже предполагает, что я, зная за собой такую способность, должен внимательно контролировать себя и не выпускать свою ярость в таком виде наружу. Прошло уже двадцать лет с тех пор, но я еще держусь, хотя ситуаций за это время было так много, что и не счесть их. Но я держусь. Пока…
Ну-с, а теперь приступим к чистой фантастике, но реальной. Но прежде, чем приступить к описанию отдельных, наиболее ярких случаем, необходимо сделать небольшое вступление, о чем речь и пойдет ниже.